Информация

Магистральный - ведь это наша малая Родина. И мы хотим о ней знать все: и как происходила застройка поселка, изучить историю п. Магистральный, и какое место он занимал в еще одной стройке века, по воспоминаниям первопроходцев.

Все начиналось так: 23 мая 1974 года в урочище Седанкина высадился первый десант строителей и приступил к строительству палаточного городка на берегу таежной речки Окукихты.

Главной задачей строителей было построить железнодорожный поселок и транспортные артерии.

Хотя поселок называется «Магистральный», комсомольцы Иркутской области еще ехав в поезде, провели голосование и планировали назвать поселок: Корчагинск. Но, к сожалению, поступил приказ, что поселок нужно назвать «Магистральный», так как он расположен ровно посередине магистрали Усть-Кут - Северобайкальск.

  Мы любим родной посёлок и поём песню о Магистральном

 

С Байкальских гор летит поток хрустальный.

Стремится к морю Киренга - река.

Стоит в тайге посёлок Магистральный

Пятнадцать лет, как многие века.

Здесь мир тайги в величии упрямом,

Здесь в злой мороз курится полынья,

Здесь часть Земли, что называем БАМом,

И БАМа часть - стальная колея.

Здесь шёл десант по горам и болотцам.

И зги дни, что легендарный миф.

Для нас, как боги те первопроходцы

И наша память - улица о них

Мемориалы. Здесь не встретишь их ты.

Зачем они, ведь в памяти людской

Живёт лесок у речки Окукихты,

Твоя палатка помнится с тоской.

Да были беды, были кривотолки.

Но нет, построен БАМ не на крови.

Ведь даже сопку около посёлка

Мы называем сопкою любви.

В помине нет проспектов и бульваров,

Домов, общаг - унылые торцы.

Но вот на месте тех строений старых

Уже встают прекрасные дворцы.

В мечтах порой готовы в небо взвиться,

Пройти, как трассу звёздные края,

Но млечный путь нам вовсе не годится.

Нам путь один - стальная колея.

Дороги БАМа, пройдены ногами,

А нас опять зовёт дорога вдаль.

Ведь это счастье - тихими шагами

Пройти свою родную Магистраль.

А бамовцы ведь это мы же с вами -

Одна большая, крепкая семья,

Стальных людей не делают на БАМе,

А их растит стальная колея.

Для нас маяк - Амура берег дальний.

Для нас оплот - товарища рука.

Живя, борись и здравствуй. Магистральный,

На счастье людям многие века!

 

Многие люди стремились на эту стройку. Тогда они не думали, с какими трудностями столкнутся. Люди ехали ради будущего поколения. Они думали о том, как построят города и поселки, в которых потом будут жить их дети, внуки, гордясь за своих родителей. Люди ехали для того, чтобы улучшить экономику России.

Очевидцем стройки века стал Михаил Галеевич Халиулин, приехавший на стройку по своей воле. Человек, один из строителей поселка, в отличие от некоторых строителей поселка, остался жить здесь. Михаил Галеевич предоставил нам много захватывающих фактов о строительстве поселка.

Пример патриотического, нравственного отношения друг к другу, к делу и к долгу перед Родиной, перед обществом, перед собой.

 

… назад на станцию Киренга по свежеуложенным рельсам пришёл первый поезд с почётными пассажирами. В советское время умели обставить любое достижение празднично, весело, патриотизм, рожденный высокими, поставленными целями перед людьми, которые, осознавая высокое предназначение, могли « свернуть горы». Так и было» Михаил Галеевич вспоминает: « Да, воодушевление, патриотический прорыв были неподдельными. Кандидатуры почётных пассажиров строго отбирались...» к тому же «... Церемония торжественной встречи первого поезда выглядело необычным... Произносились зажигательные речи,.. Ехали весело, было такое чувство, что нашими руками творится история.» ( Там же № 76 от 24.09.2002 года.) О тех, кто остался на БАМе вспоминает Михаил Галеевич: « Возьмём к примеру комиссара нашего отрада (имени 17 съезда) Ивана Киселева. Это человек с большой буквы, краснодеревщик, каких мало. Надежные специалисты: сварщик Юрий Ремпель, энергетик Алексей Зуев, механик Борис Красовский... Теперь это уважаемые инженерно - технические работники таких почтенных предприятий, как Ульканский лесхоз, «Русиа Петролеум» и т. д. ...» (Там же). Михаил Галеевич вспоминает об этих людях - первопроходцах, с которыми он строил наш посёлок, как о родных и близких ему : « А ведь тут ничего удивительного нет : посёлок начинался с палаток, затем превратился в компактный населённый пункт, но по своей сути остался добрым, надёжным общежитием. То есть жили мы сообща, обществом, общественной жизнью. Помню, что рабочие коллективы были интернациональными: украинцы, буряты, русские, татары. Возможно этим и объясняется многонациональный состав нашего посёлка, и может быть поэтому сегодня сохраняется дружелюбное отношение между русскими, азербайджанцами, бурятами и т. д. «…мы с утра пораньше мчались после сна в котлопункт, а потом хватались за топоры и шли в тайгу прокладывать будущий зимник? И работали, между прочим, не восемь часов, а весь световой день. Труд нам был не в тягость. Деньги не прятали, хранили в тумбочках, и не воровал никто. У нас в Магистральном был свой собственный коммунизм.»

8 июня 1974 года: « с появлением трелёвочных тракторов, которые возят с берега в палаточный городок доски, зелёная поляна превратилась в сплошное болотное пространство. Не узнать и того места, где 2 июня приземлялись вертолеты с десантом. Всюду чернеет жидкое месиво. Руководители СМК - 2 направили несколько лесорубных бригад прокладывать лежневку через болото, чтобы по ней отсыпать дорогу к палаточному городку и дальше в сторону тайги, где намечено прорубить просеку под жилой посёлок Магистральный. Работа не легка. Шутка ли: в грязи обрабатывать деревья... потом эти бревна поднимать прямо на плечи почти по колено в месиве нести тяжёлый груз на место укладки. Но не ропщут парни. Трудятся с молодым задором, перекидываются шутками" (от 30 мая 1980 года « Путь Октября»).

 

 

 20-летию п. Магистральный


 

ПАМЯТЬ

 

Жажду мы

Утоляли водою

Не в журчащих

Ключах из глубин,

А с оленьих следов

И порою

С гнезд упавших

Когда-то лесин.

В перекурах ребята

Смеялись

И шутили над теми,

Кто ныл

(И такие меж нами

Случались,

К сожаленью,

Но я их забыл).

Не за тем мы в тайгу

Пробивались,

Чтоб красу

Беспричинно губить,

А за тем,

Чтоб дома поднимались

Вслед за нами,

В которых нам жить...

И горжусь,

Час вечерний.

 

 

 

 

 

Сияет огнями

Магистральный

Из тысячи окон...

Не болотная

Топь под ступнями

Шин колесных,

А наст, как бетон...

Был здесь угол

медвежий,

Стокрючий,

Бурелом

Примерялся к ногам,

Частый ельник

Не мстил, но колючкой

Метил в глаз

И хлестал по щекам.

Солнце жаром дышало

Нам в спины,

Пот глаза,

Будто раны, щипал.

В душу въевшийся рой

Мошкариный

Полной грудью

Дохнуть не давал.

Что в больших

Новостройках

Есть частица труда

 

 

 

 

И моя,

И тех славных ребят,

С кем достойно

Здесь прошел

Рука об руку я.

На притихший смотрю

Магистральный.

Он уснул.

Спят и те новички,

Что покинули

Нынче ль, вчера ли

Обжитые свои

Уголки.

И они, знаю я их

Стремленье,

Тоже строить

Приехали БАМ,

Потому что

В большом направленьи

Хватит дел

Работящим рукам.

 

 

1977, октябрь.

 

 М. ХАЛИУЛИН

 

 


 


Кажется, давно ли мы высаживались в этих местах? И вот уже двадцать лет позади. Два десятилетия упорного труда, созидательного, так необходимого людям. И то, что мы делали в северной тайге, поистине делалось во благо народа, и пусть злые языки, утверждающие, что БАМ - это ненужная затея, попробуют доказать обратное. Свою главную задачу выполнили -дорога действует. Вырос наш поселок Магистральный. За последние годы мы смогли снести старые барачные времянки и вместо них возвели двухэтажные дома в брусовом исполнении, появились новые улицы, кварталы жилых домов усадебного типа, коттеджи, каменные пятиэтажки с полным набором благоустроенности.

Никакой мерой не измерить того, что создано молодыми крепкими руками бамовцев. Как преобразилась за это время вековая глухоманная тайга! Там, где раньше были лишь охотничьи и звериные тропы, пролегла навечно мощная железнодорожная магистраль. Через Киренгу пролег автомобильный мост, построена нефтебаза...

- Все эти годы магистралинцы трудились на важных объектах Усть-Кута, Тайшета, Братска. Много пришлось им поработать по подготовке путей и развитию станции. Сегодня продолжается строительство жилья, дорог, возводятся мощности ремонтных механических мастерских для автодорожников, деревообрабатывающий завод для ДРСУ, детский сад и вокзал на Окунайке и другие объекты. Несмотря на сложности сегодняшнего момента, магистралинцы настроены жить и работать, преодолевая трудности. Думаю, что бамовский дух еще крепок в нас. И я хочу сказать своим землякам-магистралинцам:

С ЮБИЛЕЕМ ВАС, ДРУЗЬЯ!

 

 


ТАК НАЧИНАЛАСЬ ДОРОГА...


Двадцать лет. Много это или мало? В глобальном масштабе - миг. А для строителей Байкало-Амурской магистрали - целая эпоха. Прошедшие два десятилетия для бамовцев - это и напряженный труд, успехи и промахи, это звездный час, когда забивался "золотой" костыль на месте стыковки на станции Куанда, это и несправедливое забвение их труда в последние годы. А ведь результат-то есть. Дорога живет и трудится. И думается, что потомки не раз помянут добрым словом строителей БАМа.

 

С первых дней высадки десанта на Окукихте. на 167-й километр западного участка БАМа шли грузы. Вертолеты доставляли предметы, первой необходимости, постели, посуду, кирпич для печей, одеяла, продовольствие. К импровизированному причалу на Киренге приставали баржи с техникой, с деталями сборно-щитовых домов, цементом и многими другими материалами. В эти дни особенно доставалось руководителю работ, старейшему транспортному строителю Феликсу Ходаковскому. Да и всем бамовцам, кто первым принял на себя груз начальных работ.

 

 

Для бойцов иркутского отряда строителей магистрали БАМ начался в последних числах мая 1974 года. Уже высадился на Таюре Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ, а здесь у нас в городах и весях Иркутской области гудела молодежь: даешь БАМ! И шли за путевками. В чрезвычайно короткие сроки был создан иркутский отряд, и вот уже 2 июня 1974 года у деревни Седанкина, на Киренге, на 167-м км  Байкало-Амурской магистрали высадился второй десант БАМа.

 

 

КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ

Из 200 человек иркутского отряда осталась работать на БАМе примерно треть состава. Это, пожалуй, наиболее стабильная часть. Это все те, кто основательно осел здесь, на казачинской земле, кто нашел здесь свою судьбу, свое дело, и вообще оказались людьми, которые любят постоянство к повседневной жизни.

 

БАМа, осталось на БАМе очень мало, кто-то вернулся назад, кто-то перебрался на повое местожительство. И как самые счастливые дни, дни высадки десанта двадцать лет назад, вспоминают сегодня иркутские отрядовцы.

- Был в эти дни удивительный подъем духа, - говорит старейший бамовец Михаил Халиулин, - мы все были в ожидании будущего, мы делали здесь свою судьбу.  И работали на совесть. Мне лично пришлось начинать вести первую просеку под полотно железной дороги...

Бывший лесоруб, плотник Михаил Халиулин сегодня сотрудник районной газеты "Путь Октября". И многие из них наминали свою трудовую деятельность здесь лесорубами, плотниками, грузчиками. Так было нужно, так требовала обстановка.

-  Я приехала из Белоруссии, - рассказывает Наталья
Саранулова, - поехала в туфлях, а тут тайга, бездорожье...

-  А я думала: приеду в глухомань, а тут палатки и пионеры с цветами, и оркестр, - вспоминает сегодня Л. Корень.

-  А вначале, когда высадились на 167-м км, был среди нас разговор назвать свой будущий поселок Корчагине», а потом  кто-то переиграл - назвали  Магистральный,  - продолжает вспоминать Иван Киселев.

П. Кедрова: - Время идет, уже дети у многих из нас повырастали, внуки пошли. Сейчас, когда вспоминаешь прошедшие годы, все равно остается радость: что-то сделали, а главный вклад, я думаю, - кто наши дети. И самое удивительное, интересное, что они-то часто и завидуют нам, творят, что жизнь у нас была гораздо интереснее.

Да, жизнь была интересной, насыщенной, было время и труду, и многим интересным делам. Мы были молоды, мы хотели работать, мы стремились к лучшему. Конечно, сложное время все мы сейчас переживаем, но я надеюсь, что мы эти трудности обязательно преодолеем...


 К чести иркутских отрядовцев надо отметить, что это единственный отряд, где сохранили верность начатому делу. Ведь в остальных отрядах, что высаживались по всей тысячекилометровой трассе.

 

В 1975 году уже во всю шло строительство поселка Магистральный. Поднимались двухэтажные дома, строились детсады и другие-объекты соцкультбыта. На снимках вы видите бригадира Николая Михайловича Михайлова; возводится очередной дом, строятся жилые дома.


 


 

 

ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ

День и ночь работали монтеры пути, укладывая рельсы на перегоне Ния-Киренга. Работали, перекрывая все нормы выработки. Хватало работы всем: и монтерам пути, и баластировщикам, и железнодорожникам, которые четко и своевременно подгоняли платформы созвеносборки. В те летние дни 1977 года у бамовцев был один девиз: ВПЕРЕД НА КИРЕНГУ!

На снимках: путеукладчик на перегоне Ния-Киренга. Работают монтеры пути.

 

 

Всем магистралинцам навсегда запомнится день 14 августа 1977 года - день прибытия на станцию Киренга первого поезда с почетными пассажирами.

 

На снимках: первый поезд на подходе к станции; дежурная по станции встречает поезд.

 

Ускоренными темпами строился поселок железнодорожников. Нужно было успеть все: и жилье для железнодорожников, и школу, и котельную, и другие объекты соцкультбыта. За последние годы Поселок Магистральный приобрел облик современного города.

На снимках: квартал жилых домов для железнодорожников;       Центральная улица п. Магистральный.

 

 

 

 

 

 

 

Но, говорят, не хлебом единым жив человек. Жители Магистрального любят спорт, здесь проводятся соревнования по футболу, волейболу, особым расположением болельщиков пользуется местная хоккейная команда. Шахматные турниры, клуб любителей туризма и многие другие интересные мероприятия.

С самого начала в Магистральном старались создать условия для духовного развития человека. Книжный магазин и обширная библиотека, народный театр "Современник" заслуженно пользуются признанием и любовью магистралинцев. Коллектив народного театра не раз завоевывал дипломы и грамоты на театральных конкурсах.

 

 

С первых дней открытия БАМа в гости к магистралинцам приезжали известные в стране люди - космонавты, артисты, художники, писатели. Летом 1974 года в Магистральный приехала с концертами Валентина Толкунова. Очень пришлись по душе строителям БАМа русские народные песни и песни советских композиторов в ее исполнении. С тех пор эта дружба не прерывается.

Почетным гостем в Магистральном был известный американский певец Дин Рид.

 

Вчера в Магистральном состоялось открытие мемориала первопроходцев. Он воздвигнут недалеко от того места, где 2 июня 1974 года высадился первый ударный отряд по­сланцев иркутской комсомолии.

В этот же день состоялось торжественное собрание удар­ного отряда. Среди тех, кто хорошо трудится на стройке, названы фамилии лесорубов Михаила Фистика и Николая Петрова, механизаторов Василия Сердюка и Владимира Оже­гова, электрика Владимира Шалаева и механика Бориса Красов-ского и многих других. Передовикам вручены Почетные грамоты, памятные подарки.

Сегодня на месте первого палаточного городка, на бе­регу речушки Окукихта, состоится митинг и праздничное гуляние, посвященные пятилетию высадки первого десанта на 169-м километре БАМа. Среди праздничных мероприятий молодежи Магистрального — спортивные соревнования, концерт художественной самодеятельности.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2354 просмотра